Чинить или нет?  Ответ появился после ремонта.

Случай из практики по делам о защите прав потребителей.

Обратился ко мне клиент – мастер по ремонту мобильных телефонов. Иск ему пришел на кругленькую сумму, по стоимости на пару одиннадцатых айфонов потянет.

Ситуация следующая: приходит к мастеру клиент с вопросом ремонта мобильного телефона средней ценовой категории. А поломка на первый взгляд проста – отклеилось стекло. Взялся мастер за ремонт. Через два дня снова приходит к мастеру клиент с тем же телефоном и вопросом – отклеилось стекло. А так как мастер гарантию давал на свою работу – исправил бесплатно. Через неделю пришел клиент и требует новый телефон. Мастер естественно в отказ: чинить буду – платить нет. Договориться не получилось – пошли в суд.  Две экспертизы провели (о значении экспертизы при рассмотрении дела изложу в одном из следующих постов).

Итог – права мастера мне удалось отстоять, но я хотел бы разобрать ситуацию с позиции потребителя.

Итак, какие права имеет потребитель при действующей гарантии на приобретенный товар.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных законом «О защите прав потребителей» сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Перечень технически сложных товаров утвержден Постановлением  Правительства Российской Федерации от 10.11.11 №924.

Рекомендации юриста Сингаевского А.В.

При передаче в ремонт мобильного телефона или иного технически сложного устройства (в дальнейшем – устройство) в период гарантийного срока, установленного на данный товар (при обнаружении дефектов в работе, возникших не по потребителя) следует предъявить продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о проведении гарантийного ремонта (претензию). Конечно удобней и ближе обращаться к продавцу товара, чем к производителю. Хотя из личного опыта скажу, что продавец может упираться.

Требование следует подать письменно и в двух экземплярах (первый – отдать продавцу, второй – с отметкой продавца о получении оставить себе) с указанием точных и желательно подробных сведений о товаре (марка устройства, модель, серийный номер и т.д.).

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. Желание принять участие в проверке качества устройства, необходимо указать в претензии.

Передавая сломанное устройство продавцу, предъявите чек, подтверждающий сам факт совершенной покупки именно в этом магазине и гарантийный талон.

Но при этом, следует иметь в виду, что отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Продавец, в свою очередь, должен выдать документ подтверждающий прием устройства для проведения ремонта.

Рекомендации юриста Сингаевского А.В.

Уделить пристальное внимание составленному продавцом документу и проверить достоверность указанного в нем.

Необходимо отметить, что срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней.

Пока устройство будет в ремонте, у потребителя есть право потребовать предоставить ему во временное пользование устройство с теми же основными функциями. Существует перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара (утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55).

(В одном из дальнейших постов изложу подробную информацию по Постановлению №55)

При выдаче товара изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о дате обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара, о дате передачи товара потребителем для устранения недостатков товара, о дате устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара.

В случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался.

 Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта.

(В одном из дальнейших постов рассмотрим права потребителя при обнаружении в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом).

Знать и защищать свои права – значит быть сильным!